Поговаривают, что ночные сторожа слышат по ночам в коридорах старого здания Казачьего театра шаги и видят полупрозрачные фигуры призрака некоей дамы. Да и может ли быть иначе? Ведь с фасадов здания на прохожих взирает загадочное лицо неизвестной женщины, её-то и должны, по идее, видеть те, кто осмелился остаться в здании на ночь... О чём вообще идёт речь?
Здание волгоградского Казачьего театра было построено ещё в царицынские времена купцом Александром Шлыковым, это случилось в 1910 году. До него на этом месте стоял двухэтажный дом, который занимала чайно-столовая, удачно торговавшая на краю Базарной площади. Но Шлыков, несмотря на выгоду, это здание снёс и построил новое, чтобы сдать его в аренду под женскую гимназию №4. После достройки здание обрело угловую башню и продолжение по ул. Княгининской (совр. Р.-Крестьянской), став одним из самых ярких образцов модерна в Царицыне.
В 30-е годы в здании работал Педагогический институт.
В сентябрьские дни 1942 года, когда 92 отдельная стрелковая бригада обороняла территорию современного Ворошиловского района, в окрестностях бывшей шлыковской гимназии практически не было активных боевых действий: в ночь на 22 сентября 1942 г. 92 ОСБр организованно отступила от окрестностей элеватора на рубеж ул. КИМ, по причине чего здание очень хорошо сохранилось (хотя внутри, после пожара, сгорели деревянные перекрытия и крыша).
После войны было принято решение о восстановлении здания, однако оно оказалось слишком "большим", и значительную его часть, выходившую на Р.-Крестьянскую улицу, в том числе и угловую башню, снесли - чтобы расширить тут тротуар. Оставшаяся же часть была переоборудована под кинотеатр, который назвали "Гвардеец" и который действовал в этих стенах до 90-х гг.
............................
А что же за призраки? Тут имеется в виду яркая городская легенда, согласно которой женский образ на стенах здания - образ якобы утонувшей дочери купца Шлыкова. Ну а раз такое дело - то кому-то начинают видеться и призраки, как же без них! На самом деле оформление здания строго соответствует запросам модерна. Женский образ над окном можно увидеть и в Москве, и в Питере, и в ряде других городов как в России, так и заграницей. Этот образ в архитектуре называется "Лорелея" и восходит к немецкой поэзии и легендам (расскажем о нём как-нибудь позже). То есть Лорелея - это стандартный способ украшения некоторых зданий в начале ХХ века, ничего лично Шлыковского он точно не несёт. Тем более, что обе дочери купца - Анна и Анастасия выросли, вышли замуж и никогда не тонули.
















































