С 1 марта 2026 года в России начнет действовать закон, направленный на защиту традиционных духовно-нравственных ценностей в области кино. Он запрещает распространение фильмов, которые подрывают общепринятые нормы поведения и принципы, установленные в российском обществе.
Ключевые ценности, которые закон будет защищать, включают:
- жизнь и достоинство человека;
- права и свободы граждан;
- патриотизм и гражданственность;
- служение Отечеству;
- высокие моральные идеалы;
- сплоченную семью;
- трудолюбие и созидательную деятельность;
- превосходство духа над материальным;
- гуманизм и справедливость;
- уважение и коллективизм.
Согласно новым правилам, онлайн-платформы и кинотеатры теперь обязаны оперативно удалять из доступного контента любые материалы, которые идут вразрез с упомянутыми ценностями. За нарушения предусмотрены серьезные меры, включая штрафы и блокировку ресурсов.
Контроль за исполнением закона
Ключевую роль в контроле нового законодательства будет играть Министерство культуры России. Оно получит полномочия выдавать и отзывать прокатные удостоверения для фильмов. Если министерство решит оспорить фильм, это станет основанием для его удаления с проката и цифровых платформ.
Также, закон подчеркивает важность учета национальных традиций и особенностей в культурной сфере, включая кинопроизводство.
Реакция общества и цензура
Необходимость внедрить элементы цензуры в культурное пространство обсуждалась известными деятелями искусства, среди которых был Михаил Швыдкой, бывший министр культуры. Он предложил возврат к профессиональной цензуре с целью установления четких правил.
В то же время, многие онлайн-сервисы начали применять самоцензуру еще до принятия закона, удаляя контент, который, могли счесть потенциально запрещенным. Это затронуло даже известные советские фильмы, такие как "А зори здесь тихие", из которого была вырезана одна из сцен.
Валерий Фадеев, глава Совета по правам человека при президенте России, раскритиковал эту практику. Он считает, что такие действия — это проявление неуверенности и страха перед возможными последствиями, и отметил, что классические произведения, например, "Бесы" Достоевского, также не должны подвергаться подобному редактированию.

























